Логин
Пароль
Методика шкалирования результатов ЕГЭ

Для объективной оценки уровня выполненной работы каждого участника ЕГЭ, по сравнению с другими участниками экзамена, применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ.

Она разработана ведущими отечественными специалистами в области педагогических измерений на основе признанных международных тестологических моделей.

В чем же суть процедуры шкалирования?

При проведении ЕГЭ в экзамене участвует множество выпускников из разных образовательных учреждений. Они имеют разный уровень подготовки и выполняют различные варианты КИМ. В связи с этим встает вопрос, как объективно оценить и, самое главное, сравнить уровень их подготовленности, ведь все выпускники имеют равные права при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в вуз или ссуз?

В перечне терминов ЕГЭ существуют понятия «первичный балл» и «тестовый балл».

Шкалирование — это процедура перевода первичных баллов в тестовые, процесс формирования правил начисления тестовых баллов по результатам проведения экзаменов на основе статистических данных. Данная процедура проводится для всех предметов ЕГЭ, за исключением введенной в 2015 году новой формы сдачи ЕГЭ по математике базового уровня. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах (0-20) или в процентах от максимального балла (0-100%), могут переводиться в отметки по пятибалльной шкале (таблица 1), но не переводятся в стобалльную шкалу тестовых баллов и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы где в перечне вступительных испытаний есть предмет «Математика».

В методике шкалирования результатов ЕГЭ, используемой в 2015 г., реализуется поэтапное установление соответствия тестовых и первичных баллов для каждого учебного предмета, по которому проводится ЕГЭ.

I этап

Сначала в диапазоне первичных баллов от нуля до максимального первичного балла ПБmax для каждого учебного предмета ЕГЭ выбираются два или более значения первичных баллов: ПБ1 и ПБ2, разделяющие группы участников с разным уровнем подготовки по данному предмету.

Величина ПБ1 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует об усвоении участником экзамена основных понятий и методов по соответствующему учебному предмету . Он определяется Рособрнадзором на основе результатов экспертизы демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) по данному учебному предмету специалистами общего и профессионального образования из разных субъектов Российской Федерации (экспертиза осуществляется с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета), а также предварительных результатов ЕГЭ текущего года. При этом требования к значению ПБ1 соответствуют требованиям, которые использовались при определении ПБ1 прошлых лет (для обеспечения относительной эквивалентности шкал).

Величина ПБ2 определяется профессиональным сообществом как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует о высоком уровне подготовки участника экзамена , а именно, о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему учебному предмету.

Если спецификация варианта КИМ не изменилась в текущем году по сравнению с педыдущим годом, то ПБ1 и ПБ2 также остаются неизменными. Если же структура экзаменационной работы или сложность заданий КИМ поменялись, то необходимо определить новые значения ПБ1 и ПБ2 с учетом произошедших изменений.

II этап

Первичным баллам ПБ1 и ПБ2 ставятся в соответствие тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 по каждому учебному предмету. Для всех предметов качестве величин ТБ1 выбираются минимальные тестовые баллы ЕГЭ 2015 г., установленные распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» (от 04.10.2014 №1701-10). Тестовые баллы ТБ2 по предметам, в которых в 2015 г. по сравнению с 2014 г. не изменилась структура и сложность работы, устанавливаются равными аналогичным баллам 2014 г. Не изменилась структура КИМ по истории и литературе. Изменения в модели КИМ ЕГЭ по химии и географии незначительны и не влияют на установление граничных точек для шкалирования. Для этих предметов лишь незначительно изменится перевод баллов на последнем участке шкалы. В КИМ ЕГЭ по иностранным языкам максимальный первичный балл стал равен 100 баллам, поэтому процедура шкалирования не требуется – тестовый балл равен первичному. Для остальных предметов определение ПБ1 и ПБ2 требует дополнительной экспертизы.

По каждому учебному предмету они должны определяться с учетом:

• статистических данных по результатам экзамена 2015 г. по стране в целом и по отдельным субъектам РФ, результатам 2012-2014 гг. для обеспечения сопоставимости результатов по годам;
• требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по учебному предмету;
• экспертных суждений специалистов по отдельным учебным предметам и специалистов в области педагогических измерений.

По результатам проведения экспертиз демонстрационных вариантов по предметам ЕГЭ предлагает следующую методику определения первичных баллов для методики шкалирования результатов ЕГЭ в 2015 г.:

1. Рекомендации по установлению минимального балла (ПБ1) по предметам ЕГЭ представляют федеральные комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ.
2. Проводится экспертиза демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ с привлечением учителей школ, преподавателей вузов и колледжей.
3. Определяются границы рекомендованных интервалов ПБ1 и ПБ2 на шкале первичных баллов.
4. После проведения экзамена Рособрнадзор принимает решение об установлении минимального первичного балла (ПБ1) по учебным предметам на основе полученных статистических данных и с учетом КЦП на соответствующие специальности вузов.

Для подготовки рекомендаций по установлению граничных баллов была проведена экспертиза демонстрационных вариантов по учебным предметам с наибольшими изменениями экзаменационной модели. В ней приняли участие 85 специалистов общего и профессионального образования из 16 субъектов Российской Федерации. По результатам экспертизы предлагаются интервалы граничных баллов, на основе которых с учетом анализа статистики по результатам экзамена Рособрнадзор может принять решение об окончательных значениях минимального балла (ПБ1). При этом ТБ1 и ТБ2 сохраняются равными своим значениями в 2014 г. (за исключением математики, обществознания и иностранных языков, для которых Рособрнадзором были изменены значения минимального балла (ТБ1)).

Так как максимальный первичный балл по иностранным языкам равен 100, то тестовый балл равен первичному, и граничные точки для шкалирования не нужны. Минимальный первичный балл равен минимальному количеству тестовых баллов, установленному распоряжением Рособрнадзора, – 22 баллам.

III этап

По каждому учебному предмету определяется соответствие между первичным баллом и тестовым баллом на основе следующей процедуры. Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБmax ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ1, ПБ2 и ПБmax переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ1, ТБ2 и 100. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.

Соответствие между тестовыми и первичными баллами

Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа.

Указанная процедура позволяет согласовывать тестовые баллы одинаково подготовленных участников 2012 – 2015 гг. и обеспечивает сравнительную сопоставимость результатов экзамена по годам.


Минимальное количество тестовых баллов для получения положительной оценки

Распоряжением № 794-10 от 23.03.2015 по каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов в следующих значениях:

Предмет Минимальное количество баллов
Русский язык 36
Математика 27
Физика 36
Химия 36
Информатика и ИКТ 40
Биология 36
История 32
География 37
Обществознание 42
Литература 32
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) 22

Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки устанавливается минимальное количество тестовых баллов для получения положительной оценки по обязательным предметам Единого государственного экзамена




Официальный сайт ЕГЭ в КБР © 2006